Не является секретом, что очень много лет полотна Винсена Ван Гога равномерно заменяют собственный спектр и меркнут.
Как увидели искусствоведы и реставраторы, на них очень быстро разлагается желтоватый пигмент. В итоге все более и более бурыми делаются картины, в которых в огромном количестве находится желтый оттенок, одна из самых важных образующих палитры известного живописца.
Продолжительное время казалось, что утрата цветности определена в первую очередь действием света — в связи с тем что подобные процессы случаются и с картинами Сезанна, Тёрнера, Энсора и Писарро.
Четкой причины, но, продолжительное время установить не получалось, что не позволяло спроектировать и необходимые меры по обороне цельности творений.
Привнести четкость в картину удалось интернациональной команде экспертов, совершивших собственные работы вместе с Центром ремонта и исследовательских работ Соединения французских музеев. При этом с применением самой сегодняшней техники — размещенного в Гренобле европейского синхротрона 3-го поколения ESRF.
Эта самая техника сделала возможным отправить ультратонкий поток рентгеновского излучения на карликовый кусочек золотой краски, полученной с одной картины конца 19 столетия. Длина луча была 100 раз меньше размера нашего волоса. Это было нужно для того, чтобы смотреть за синтетическими действиями, которые происходили в краске на различных шагах ее 500-часового облучения УФ активным светом.
Опыт явно продемонстрировал, что происходящее перевоплощение желтоватого пигмента в серовато-коричневый обусловлено распадом базы золотой краски тех лет — хрома.
Потом подобным операциям подвергли 2 микрофрагмента золотой краски, полученные с 2-ух полотен самого Ван Гога — «Тип Арля с ирисами» /1888 год/ и «Края Сены» /1887/.
Итог был этот же — желтоватый эволюционировал в грязно-коричневый.
Специалисты узнали также, что свет — не единственная причина случающихся с пигментом перемен. Ван Гог, как всем известно, для увеличения интенсивности желтоватого тона прибавлял в данную тень белый сенсибилизатор. Тот, но, имел серу и барий, что, по всей видимости, только поможет распаду желтоватого красителя.
Данная ступень изучения влияния 2-й краски еще не завершена, и, вероятно, экспертов ожидают еще любопытные открытия.
По итогам опыта должны быть спроектированы защитные меры, практические в отношении шедевров Ван Гога. От мысли какого-нибудь синтетического вмешательства специалисты давно отказались, в связи с тем что это малопредсказуемый процесс, который вполне может привести к еще более большому смещению в худшую сторону обстановки, влияя на состав прочих красок. По всей видимости, выбор будет выполнен в пользу защитного — иллюзорного для посетителя — дисплея, который будет отфильтровывать фракции света, небезопасные для картин.