Английский корреспондент и комментатор рассуждает о том, как принципиально в критериях переменной погоды взять правильное решение, при этом сделать это своевременно…
Джеймс Аллен: «Японская автогонка дала много ослепительных предлогов для диалогов. Но в случае если рассуждать о главных заключениях, принятых в сей день, то огромная их часть сопряжена с тем, стоило либо нет переходить на покрышки для сырой погоды на первых кругах – и как затем избавляться в случае ошибки. Это была игра непостоянных решений, которые и установили в конечном итоге итог автогонки.
На старте лило. Мало значительно, чтобы изменять покрышки, потому все начались на нежной резине Бриджстоун. Однако в середине первого круга круппа гонщиков отправилась в боксы за промежуточными покрышками – возглавляемые Адрианом Сутилом, который начался 10-м. Начальный пит-стоп разрешил германцу превзойти тех, кто отправился в боксы вокруг позднее – Шумахера, Феттеля, Уэббера и Хэмилтона. Сутил возвысился на восьмое место.
Вероятно он надеялся, что может подняться еще выше – однако как раз тогда стратеги команд осознали, что Росберг, Баттон, пилоты Рено, де ла Роса и Ковалайнен не планируют изменять покрышки. Как стало понятно немного позднее по ходу этого дня, в случае перемены требований выгоду приобретал тот, кто прежде прочих следовал принятому заключению.
В данном месте стоит на время остановиться, чтобы отдать по заслугам тем командам, которые использовали для собственных гонщиков различные стратегии: одного пилота оставили на автотрассе, а иного позвали в боксы. Так пристроились в Макларен, так пристроились и в Мерседес. В истории с Макларен неправильным оказался выбор для Хэмилтона, который все-таки сумел в конечном итоге подняться на помост благодаря возникновению на автотрассе автомашины безопасности. Он перегнал прочих пилотов, включая Росберга и Кубицу, которые пристроились верно, оставшись на сликах.
Такое деление стратегий – это шаг, который командам всегда сложно сделать, в случае если они не имеют пилота, готового рискнуть подобно Дженсону Баттону, так как проигрывать не хочется никому. В Шанхае все смотрелось так, будто влажная погода продлится длительное время – иными славами, ничто нет заявляло о том, что это только незначительный шквал, а не затяжной мелкий дождь. Потому оставаться на сликах тогда было очень опасно.
Соискатели на титул, Феррари и Red Bull, приняли решение не находить происшествий и в конечном итоге поплатились. Им понадобилось делать в два раза больше пит-стопов, чем победителю. Алонсо, который утратил время еще и из-за штрафа за старт, финишировал 4-м, Масса стал девятым. Это стоило утраты лидерства в первенстве гонщиков и Призе конструкторов. В Red Bull сумели направить первый исходный ряд только в шестую и восьмую позиции на финише.
Интересно, как Алонсо после автогонки пояснил, отчего он и Феррари утвердили как раз такое решение: «Мы улаживали вместе, советуясь по радио. Однако правильными были шаги, инициированные Баттоном. Не понимаю, что было бы, если б мы пошли той же дорогой».
Что совершалось тогда, когда команды улаживали, бросать ли им одну из своих автомобилей на сликах? Говоря с инженерами, я был удивлен тому, как работают покрышки для сухой погоды в этом случае. До начала незначительного ливня асфальт смог обогреться, поэтому сначала жидкость достаточно оперативно испарялась с его плоскости.
И после 2-ух сфер на промежуточных покрышках Шумахер первым додумался, что разрешил оплошность – и направился снова «переобуваться» в слики. Он первым сделал данный шаг – вслед также пристроились Алонсо, Баррикелло, Хэмилтон и Феттель. Михаэль сумел подняться с 13-го места на 6-е – на седьмом круге он проигрывал лидеру 38 сек, в то время как Льюис – 51 сек. А напрямую перед 2-м пит-стопом Шумахер был на автотрассе прямо перед Хэмилтоном.
Второе главное решение – какой вид сликов устанавливать в процессе 2-го пит-стопа. Тут разброс мнений оказался обширен. В Red Bull на обе автомашины установили Hard, однако пилотам было трудно прогреть их. Хэмилтон также обрел Hard и отправился на сек стремительней и скоро оставил Уэббера с Феттелем сзади. Его скорость на твердых покрышках вместе с успешным возникновением пейс-кара дали вероятность уменьшить отделение от лидера с 47 сек до 5-и. И это сделало возможным возмещать результаты неправильного решения, принятого раньше.
Твердые покрышки в этом случае смотрелись правильным избранием – однако лишь в случае если он были прогреты до рабочей температуры. Шумахер, Сутил и гонщики Феррари избрали Софт, однако он додержался непродолжительно. Похоже, нежная покрышка в воскресенье работала лишь у тех, кто применял ее с самого начала.
Такие же, кто установил обновленный Софт, чувствовал неприятности с гранулированием левой ведущей покрышки в 5-и поворотах шанхайской автотрассы. Хуже всего понадобилось Шумахеру, чья покрышка оказалась почти «убита».
В сей день залогом успеха стали правильно принятые решения. Как заявил после автогонки ее чемпион Дженсон Баттон, «все было сложно, однако мы снова провели пит-стопы своевременно, и это сразило постановляющую роль. Сегодня для победы необходима была далеко не только лишь скорость».